Alexey Egorov, General Director of AVVA RUS, on the government's plans to reduce the number of inspections for business

12.15.2017

Как заявил министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, количество плановых и внеплановых проверок бизнеса в будущем году будет меньше, а в перспективе сократится и еще более значительно. Он отметил, что приоритетная программа по реформированию госконтроля предусматривает снижение неэффективной административной нагрузки на бизнес в два раза к 2024 году, пишет Finmarket.

«По итогам рассмотрения заявок надзорных ведомств по плановым проверкам на 2018 год идёт снижение плановых проверок примерно на 10% в зависимости от вида контроля, при этом 70% проверок на 2018 год уже концентрируются на объектах наивысшего риска», - сказал М.Абызов. 

Вместе с тем, по его словам, в РФ сложилась парадоксальная ситуация: количество плановых проверок - 450 тысяч, а внеплановых - 1 млн, так что основной акцент должен быть сделан на снижении внеплановых проверок.

По словам Михаила Абызова, уже в 2017 году количество внеплановых проверок сократилось в целом на 15%, в следующем году сокращение продолжится за счёт их перевода на риск-ориентированный подход. Такая возможность заложена в новом законе о госконтроле. 

«Ещё одна проблема - рост числа проверок в муниципалитетах на фоне сокращения на федеральном и региональном уровне. Муниципальный контроль часто используется для наполнения бюджета за счёт штрафов», - подчеркнул министр. Он добавил, что по этому вопросу нужна целенаправленная работа с губернаторами.

Количество контрольных функций со стороны государства в России всегда было избыточно, и сейчас существует более 140 видов госконтроля и около 40 органов контроля и надзора, к тому же часто дублирующих друг друга. Это приводит к серьёзному административному давлению на бизнес, которое выражается в двух миллионах проверок ежегодно, рассказывает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов.

По разным оценкам, система контрольно-надзорной деятельности обходится России около 5% ВВП, и поэтому для обеспечения экономического роста необходимо ее трансформировать в кратчайшие сроки, уверен эксперт. В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности осуществляется переход к риск-ориентированному контролю и надзору, в результате чего по 12 видам надзора 60% проверяемых компаний отнесены к группе низкорисковых видов деятельности, в них плановые проверки в 2018 году проводиться не должны. В стандартном режиме должны проверяться только опасные и особо опасные группы объектов с высокими рисками, которые составляют всего 1,8% от среднего числа проверяемых.

Можно ожидать, говорит Андрей Коптелов, что переход риск-ориентированному контролю и надзору должен сократить количество проверок на 40%, снизить количество контролеров на треть, а значит, и сократить расходы государства. Такое снижение количества проверок в 2018 году благоприятно скажется на бизнесе, при этом, можно не бояться снижения качества работу со стороны коммерческих компаний, так как, в результате проверок в большинстве случаев замечания были формальные, и лишь в 10% случаев найденные нарушения были связаны с непосредственной угрозой причинения вреда. 

Главное теперь – проконтролировать принятые решения об уменьшении количества проверок на всех уровнях контрольно-надзорного блока, ведь предыдущие решения о сокращении плановых проверок, привели лишь к тому, что внеплановых проверок стало в два раза больше, чем плановых.

То, что власть озадачилась данным вопросом, более того, намечены конкретные шаги и выставлены нормативы- это позитивный вектор для бизнеса, уверен генеральный директор фармацевтической компании «АВВА РУС» Алексей Егоров. Несомненно и то, что распоряжение о проведении проверки, когда его подписывает руководитель проверяющего органа должно быть выверено и обосновано. Введение риск-ориентации, возможности дистанционного обращения к организациям для исправления возможных нарушений - хорошие инициативы власти , остается их бы приложить в жизнь.

«И все же следует обратить внимание власти на слабые связи между проверяющими организациями и кипы документов, которые бизнес при любых проверках должен готовить и подавать проверяющим органам, при этом, зачастую, 80% этих документов уже имеются у проверяющей стороны. Создается впечатление, что мы работаем на производителей копировальной техники и бумаги», – говорит представитель бизнеса.

Пока же бизнесмены шутят, что бесконечно можно смотреть на три вещи – огонь, воду и обещания властей снизить количество проверок, указывает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Таких обещаний на моей памяти было действительно немало сл времен сакраментального выражения «хватит кошмарить бизнес» одного президента РФ до вчерашний пресс-конференции другого.

«Поэтому давать прогнозы относительно того сбудется ли обещание Абызова – дело неблагодарное. И, прямо сажем, совершенно ненужное», – уверена она.

Потому что, объясняет эксперт, дело не в количестве проверок, а в их качестве. Проблема в том, что нет четкого алгоритма этих проверок. «Докопаться» можно действительно до всего при желании проверяющего. Вот именно над этим, полагает Ирина Капитанова, и надо работать правительству. Если предприниматель честно ведет свой бизнес, то ему не страшны никакие проверки, но только при условии, что обе стороны – и проверяемый, и проверяющий – играют по одним правилам. А если проверка проводится только ради проверки или ради того, чтобы что-то найти, то такие проверки действительно не нужны.

Media Contacts

Media relations Manager
Krylatskie Kholmy Str., 30 bldg 9
Moscow 121614 Russian Federation