Small business: the bill went to trillions

11.14.2017

Генеральный директор АВВА РУС Алексей Егоров рассуждает об увеличении доли субъектов МСП в сегменте госзакупок.

Член совета директоров, генеральный директор - председатель правления АО "Корпорация "МСП" Александр Браверман на юбилейном форуме Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" 18 сентября 2017 года.

Объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП уже по итогам текущего года должен вырасти в 1,3 раза – до 2 трлн рублей. Аналитики прогнозируют и все три триллиона.

Бизнес душили системные проблемы

При объеме закупок крупнейших госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 1,5 трлн рублей в 2016 году, «целевой показатель на 2017 год — 2 трлн рублей», — передает ИА «Финмаркет» слова Александра Бравермана, гендиректора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», сказанные на конференции «Совершенствование механизмов доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков».

Как ожидается, на долю МСП по итогам года будет приходиться около 29,5% от общего объема закупок крупнейших госкомпаний (при минимальной квоте в 10%). Чиновник подчеркнул, что 71% контрактов с МСП — объемом до 400 млн рублей, а на контракты объемом свыше 4 млрд рублей приходится лишь 10% общего объема закупок. Это важные цифры, поскольку прежде требования поставок только на крупные суммы отсекало от закупок множество компаний.

После введения санкций со стороны западных государств ситуация, в которой оказался средний российский бизнес, была, мягко говоря, тяжелой, говорит руководитель проектов практики «Оценка» АО «НЭО Центр» Станислав Мудров. Бизнес душили системные проблемы. Если в 2013 году как негативное свое финансовое состояние оценивало 35,8% компаний — субъектов МСП, то в 2014 году — уже 54,4%. Также в «топ» проблем бизнеса входили: высокое налоговое бремя, недоступность кредитов и иных источников поддержки, административные барьеры, коррупция и криминал, а также невозможность получить доступ к участию в торгах на заказы крупных предприятий, которые бы гарантировали бизнесу относительно спокойное существование.

В целом сейчас можно сказать, что за счет усилий, реализуемых в том числе и Федеральной корпорацией по развитию МСП, часть этих проблем удалось решить. Для госкомпаний, среди очевидных плюсов работы с малым и средним бизнесом, можно выделить лучшее качество услуг, которое обеспечивается за счет растущей конкуренции и, не в последнюю очередь, гарантированных контрактов на определенное время. Этот же плюс особенно важен для самого малого и среднего бизнеса.

Крупнейшими станут меньшие

Александр Браверман рассказал также, что до конца ноября может быть подписано постановление правительства РФ, по которому к числу «крупнейших» будут относиться компании и предприятия с годовой выручкой более 500 млн рублей (в настоящее время — 1 млрд рублей). «Предполагается, что введение этой нормы увеличит число крупнейших госкомпаний с 419 в настоящее время до 1596, — сказал Александр Браверман. — Перечень конкретных госкомпаний, которые будут отнесены к числу крупнейших, планируется сформировать в феврале 2018 года». По проекту, у отнесенных к «крупнейшим» госкомпаний минимальная квота закупок у малого и среднего бизнеса должна подняться с нынешних 10 до 18%.

Генеральный директор фармацевтической компании «АВВА рус» Алексей Егоров подчеркнул важность снижения порога закупок. Ведь что получается, говорить он, рассказывает эксперт: объявляется конкурс на весьма значительные суммы, например, более 1 млрд рублей и что?  Какое среднее или малое предприятие осилит участие в таких закупках? Именно поэтому и нужно дробить лоты до 400 млн и ниже, то, о чем и говорит Браверман.

Существует специальная дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», напоминает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Документом предусмотрено  увеличить долю закупок у субъектов МСП c 10% до 25%, а долю прямых закупок поднять c 2% до 10%.

Media Contacts

Media relations Manager
Krylatskie Kholmy Str., 30 bldg 9
Moscow 121614 Russian Federation